Программа курса
«Компьютерная графика».
Цели и задачи дисциплины
-
сформировать у студентов теоретическую базу для решения задач
обработки графической информации;
-
дать представление о различных видах компьютерной графики и связанных с ними методах представления,
хранения и обработки графической информации;
-
отразить основные закономерности и методы различных наук,
используемые при работе с графической информацией;
-
проанализировать современные тенденции и перспективы в сфере
обработки графической информации.
Требования к уровню освоения содержания
дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
1) знать методы представления графической
информации, математические основы компьютерной графики и геометрического
моделирования, методы дискретизации изображений, модели кодирования цвета,
алгоритмы растрирования и геометрических преобразований графических объектов;
2) уметь применять на практике алгоритмы
компьютерной графики, создавать геометрические модели объектов, грамотно
выбирать оптимальные методы представления и обработки графической информации,
форматы для хранения изображения;
3) иметь представление о методах геометрического
моделирования, моделях графических данных и технических средствах компьютерной
графики.
Содержание курса.
1.
Понятие и характеристики графической информации. Основные
направления компьютерной графики. Сферы применения компьютерной графики.
- Представление графической информации. Основные
понятия, связанные с графической информацией: разрешение и размер
изображения; растр; цветовые модели и палитры.
- Основы теории цвета, кодирование цвета. Кодирование
изображения в различных цветовых моделях: аддитивная цветовая модель RGB; субтрактивная
цветовая модель CMYK;
цветовая модель HSV.
- Системы координат, применяемые в машинной графике. Способы описания геометрических
объектов. Однородные координаты. Аффинные преобразования координат.
Проективные преобразования координат.
- Виды компьютерной графики: растровая, векторная,
фрактальная. Растровое представление графической информации. Векторное представление графической информации.
Представление графической информации на основе фрактальной графики.
Программные средства компьютерной графики.
- Понятие визуализации. Визуализация растровых
изображений: методы растрирования; методы улучшения растровых изображений
- антиэлайзинг, дизеринг; методы
графического вывода. Инкрементные алгоритмы.
- Использование методов геометрического моделирования для
представления и обработки графической информации. Векторное представление
графической информации: модели прямой линии, окружности, эллипса; сплайны
и кривые Безье; полигоны.
- Методы графического вывода фигур. Алгоритмы
закрашивания. Алгоритмы заполнения, использующие математическое описание
контура.
- Понятие о фракталах, свойства фракталов, применение
фрактальных закономерностей для создания изображений. Классификация
фрактальных алгоритмов. Примеры фрактальных алгоритмов: алгоритмические
фракталы, геометрические фракталы и IFS-фракталы.
- Методы и алгоритмы представления трехмерных
изображений. Модели описания поверхностей: аналитическая модель; векторная
полигональная модель; воксельная модель; равномерная сетка; неравномерная
сетка, представление поверхности изолиниями.
- Способы визуализации трехмерных изображений:
каркасная визуализация; показ с удалением невидимых точек и линий;
закрашенные изображения. Классификация алгоритмов графического вывода в
зависимости от способов визуализации. Алгоритмы удаления и отсечения.
- Модели отражения и преломления света и алгоритмы
закрашивания на основе этих моделей: метод Гуро, метод Фонга, методы
прямой и обратной трассировки лучей.
- Задача распознавания изображений. Использование
методов анализа и классификации для распознавания изображений.
- Технические средства обработки графической
информации: растровые графические дисплеи с регенерацией изображения;
графические адаптеры, плоттеры, принтеры, сканеры. Физические принципы создания
изображения для растрового
графического монитора: регенерация изображения, развертка, буфер кадра, построчное сканирование. Графические
процессоры, аппаратная реализация графических функций. Понятие конвейера
ввода и вывода графической информации.
- Классификация и обзор графических систем.
Современные тенденции развития компьютерной графики.